|
Отчёт № 1
|
Информация
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.
Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю. Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.
Характеристики качества информации
Под качеством информации понимают степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительным, так как зависят от потребностей потребителя информации. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:
-
Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
-
Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
-
Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:
-
преднамеренное искажение (дезинформация);
-
непреднамеренное искажение субъективного свойства;
-
искажение в результате воздействия помех;
-
ошибки фиксации информации;
В общем случае достоверность информации достигается:
-
указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
-
сопоставлением данных, полученных из различных источников;
-
своевременным вскрытием дезинформации;
-
исключением искажённой информации и др.
Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
Также можно классифицировать свойства информации, характеризующие её качество, следующим образом:
-
Содержательность или внутреннее качество (качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при её переносе из одной системы в другую)
-
Актуальность (свойство "нужности" информации)
-
Значимость (свойство сохранять ценность для потребителя с течением времени)
-
Полнота (свойство, характеризуемое мерой её достаточности для решения определённых задач)
Идентичность (свойство, заключающееся в соответствии информации состоянию объекта)
-
Кумулятивность (свойство информации, заключённой в массиве небольшого объёма достаточно полно отражать действительность)
-
Избирательность
-
Гомоморфизм
Защищённость или внешнее качество (качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе)
-
Сохранность
-
Достоверность
-
Конфиденциальность
Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия
Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.
-
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
-
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
-
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
-
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
-
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления
По форме представления информация делится на следующие виды.
-
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
-
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
-
Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
По предназначению
-
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
-
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
-
Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
|